Учитывая количество книг, прочитанных мною в детстве, в школе, в институте, сложно поверить, как мало я читаю теперь. Тому есть масса удобных отговорок. Две самые любимые — лаконичное «образование охоту отбило» и совсем уж короткое «некогда». На образование наговаривать не буду, оно у меня только одно и сравнивать не с чем, но нехватка времени — самое нелепое оправдание в любом деле. Возможность всегда изыщется — было бы желание.
У меня это желание, к великому прискорбию, куда-то испарилось. Впрочем, иногда оно нет-нет и дает о себе знать, и начинаешь жадно смотреть на книжные полки и думать — что бы такое почитать? Хватаешься за один корешок, потом за другой... какой-нибудь, наконец, тянешь на себя, открываешь книгу, садишься читать... и через несколько страниц понимаешь, что зеваешь уже в пятый раз, и вообще неплохо было бы вздремнуть. Книжка отправляется на стол или на полку и потом еще несколько дней так и пылится там молчаливым укором, пока так и не вернешь ее снова на место — непрочитанной. И книжка-то хорошая, и автор неплохой, а читать не хочется. Не берет. Хоть с шаманским бубном вокруг пляши, хоть по потолку бегай.
А тут вдруг... Случайно это получилось. Новый гаджет, новые опции, новая электронная библиотека, и первая из предложенных книга в каталоге — С. Лукьяненко, «Новый Дозор». О, думаю, автор хороший, на его творении сейчас расширившиеся технические возможности и испробуем.
И всё, нет сутки. Нет, не 24 часа, конечно: перерывы на сон, еду и мелкие повседневные дела забывать не будем, — но ровно сутки прошли от первой страницы до последней. Обидно, наверное, писателям: столько времени трудишься, а кто-то проглатывает потом твой текст за считанные часы... А может, и не обидно: много же нас, читателей. Писателей значительно меньше. Особенно достойных.
Читать дальшеСергей Лукьяненко как раз из таких. Почему? Никакого волшебства: потому что перо заточено и человек хороший. А у другого и не могло бы получиться такого героя, как светлый маг Антон Городецкий: правильный, но не идеальный, а настоящий и человечный, такой необыкновенно обыкновенный. Он сомневается, как все; как все, не знает, что делать; как все, тяготится выбором и совершает ошибки — тоже как все. Но он Светлый, и в него хочется верить.
Хотя подкупает в книге не только характер главного героя и содержательная идейная часть. Я лично всегда смотрю на стиль. У Лукьяненко он простой и понятный, родной — не в последнюю очередь потому, что привязан к нашей российской действительности, какая она есть (в чем мне видится значительное его достоинство). Русский менталитет в новом «Дозоре» сквозит изо всех щелей. Тут нет громоздких километровых предложений, скоплений заумных терминов, искусственных словесных завихрений «для красоты», натянутых шуток «для оживления» — всё абсолютно естественно, легко и как-то по-особенному задушевно — настолько органично, что и не задумываешься даже, как мастерски автор владеет словом. А такая незаметность — это высшая ступень мастерства: писатель пишет умно, но ясно, не возводит себя на недостижимый интеллектуальный и высокоморальный пьедестал, не обозначает дистанцию между собой и читателем и, следовательно, стирает границу между текстом и тем, для кого он предназначен. И это привлекает. Гениальность в простоте.
В то же время литература — это игра: писателя с читателем, с правдой и вымыслом, с идеями и словами; читателя — с писателем и текстом, игра в угадайку, в которую так или иначе оказываешься втянут. Лукьяненко любит загадывать загадки. Недосказанное пророчество — и вперёд, попытайтесь подставить самое важное последнее слово или, если хотите, не одно. И мы пытаемся. Меняем по ходу дела один вариант на другой, чувствуем, что где-то совсем близко, — и угадываем. Почти. Это идеальное решение, потому что при нем все выигрывают: читатель молодец, потому что практически вплотную подошел к разгадке; писатель молодец, потому что зазор этот небольшой, но все-таки остался — ожидания читателя превзойдены, но не обмануты. А уж если развязка еще и скрашена юмором или легкой самоиронией!
Красивые образы-символы, яркие аллюзии (к примеру, открытый привет У. Блэйку, едва завуалированный — А. Дюма-отцу и шутливый — мастеру Йоде), ювелирная игра с деталями, подхваченными из прошлых книг серии, необременительные каламбуры, приятные воспитанные дети, адекватный патриотизм, бескрайний океан человечности, капля фольклора и немного волшебства — компоненты фирменного коктейля имени С. Лукьяненко. В «Новом Дозоре» всё это есть.
P.S.: Несколько раз во время чтения авторские решения заставляли меня рассмеяться вслух благодаря своей элегантной простоте, а по завершении процесса захотелось немедленно сделать две вещи: сначала с чувством обозвать автора «мерзавцем», а после от души назвать его же — Хорошим Человеком.