Надо было мне с самого начала отмечать, кто автор сценария каждой серии. В прошлой это был Рассел Т. Дэвис, а в этой, что для меня стало открытием, — Марк Гэтисс.
Итак, 1860, Рождество. Похоронных дел мастер оставляет внука у гроба почившей бабули. Бабуля открывает глазки и начинает душить внучка, а прибежавший на шум мистер Смит с воплем из серии «Опять-25!» получает в лоб. А нечего мешать бабушке выйти на прогулку по ночному городу! ...И тут появляется Гвен Купер. Гвен Купер, которая старательно (правда, недолго) следит за тем, чтобы верхняя губа не приподнималась и скрывала щербинку между зубами. Гвен Купер, которую в 19-ом веке зовут Гвинет, чтобы у нас потом не возникло сомнений, что одна из них является какой-нибудь пра-пра другой (хотя и не очень понятно, как такое возможно технически, ибо развязка серии не предвещает такой возможности). Гвен Купер, обладающая даром общения с "призраками", потому что выросла на знаменитом Кардиффском рифте. Так вот, эта добрая женщина говорит с хозяином фирмы, а все, на что я обращаю внимание — это их невыразимо умилительный акцент со смягченными согласными. Совершенно очаровательный.
Читать дальшеСмена плана — родная и знакомая безумная картина: Доктор и Роза валяются на полу в ТАРДИС и радостно ржут. Вот и чего они ржут? А так просто, счастливые придурки. Это я их ласково так называю, не подумайте плохого.
В 1860-ом в это время появляется «великий человек» — Чарльз Диккенс, стареющий и одинокий, утративший веру в собственное воображение, но, как все истинные англичане, продолжающий, что называется, carry on.
Всё, основные действующие лица обозначены, интрига намечена, гадайте, что будет дальше. Или не гадайте, а просто смотрите. Увидите, как принарядившаяся Роза выходит к Доктору продемонстрировать свой наряд и сразу же предупреждает: не ржать! Но Доктор внезапно на полном серьезе говорит ей, что она прекрасно выглядит. Для человека. И это лишь одна из малозначительных, но прелестных сценок, которыми изобилует каждая серия.
Как бы там ни было, а Роза полна энтузиазма и жаждет окунуться в прошлое, так что она снова первой выбегает из ТАРДИС. Интересно, она всегда выскакивает оттуда первой? Такое ощущение, будто всегда, если только сюжет не требует от нее спрятаться внутри. Но это еще надо проверить.
На ваше счастье, у меня сегодня мало времени, поэтому далее идут отрывочные наблюдения в стенографической форме.
"Воскресшая бабуля" отправляется на выступление Диккенса — молодец, тянется к прекрасному.
Роза одета не по сезону: на улице снег и ветер, а у нее декольте и на голове ничего — вот нет мамы рядом, и приглядеть за ребенком некому!
Доктор ошибается. 1860-ый оказывается 1869-ым, а Неаполь — Кардиффом. Но оно же и к лучшему, верно? В Кардиффе, во всяком случае, есть одна большая достопримечательность — разлом, рифт, щель между мирами — словом, perpetuum mobile для любого сюжета.
Раздаются крики — лицо Доктора просветляется. Ну конечно: «That's fantastic!»
Между прочим, Доктор и Диккенс составляют весьма потешную парочку, пока оба они не успевают понять, кто есть кто. И еще более потешную — после того, как один из них разбирается с этим вопросом:
— Я ваш фанат номер один!
— Вы мой кто?..
А поскольку у меня совершенно нет силы воли, вот вам еще один мини-диалог. Для ясности: Доктор и Диккенс только что нашли Розу, и напротив них стоит парочка ходячих трупешников:
— Мертвые ожили. Привет.
— Привет. Это кто?
— Чарльз Диккенс.
— Ясно.
Далее отметим вроде как милый, а вроде бы немного натянутый момент беседы двух девушек, Розы и Гвинет. Конечно, они обе довольно открытые, разговорчивые и доброжелательные особы, но как-то слишком запросто складывается откровенный диалог в стиле «о своем, о девичьем». Забавно, что Роза произносит одну фразу — «В твоей жизни должен быть не только мистер Смит» — а впоследствии все оборачивается таким образом, что сама-то она остается вечной пассажиркой одноименного паровозика. Но с Розой, конечно, ситуация другая. Любые совпадения имен и характеров считать случайными.
Зато эта сцена важна в другом плане: кажется, здесь впервые появляется предзнаменование: «Bad Wolf»! Коварные создатели сериала, вы все знали с самого начала.
Ну, а после нас ждет в некотором смысле программная ситуация: "столкновение нравственных норм Доктора и Розы" на фоне межвидовых культурных различий. «Тут другая мораль. Прими ее или отправляйся домой». Вот так Доктор Розе и заявляет. А она-то была права, чертовски права — и по-человечески, и по факту... Только выясняется это чуть позже.
Да! Доктора можно обмануть.
А вот сцена отчаяния хороша. В общем-то, отчаяния там никакого и нет — просто роковое стечение обстоятельств. А есть отрицание смерти (Роза) и чувство вины (Доктор), и нежелание умирать в подвале на исходе 19-го века (оба). Так что они, как и всегда, решают сражаться — вместе и до конца. И берутся за руки — прекрасный и такой верный жест, он всегда работает. Жест работает, а Роза и Доктор смотрят друг на друга и улыбаются, только теперь это уже не безрассудная жажда новых приключений, это уже нечто большее — они ведь думают, что собираются умереть. Но, разумеется, не умирают. А это очень сближает, совместное чуть-не-умирание.
Будем справедливы и к мистеру Диккенсу. Он в этой серии чудо как хорош и демонстрирует широкую гамму чувств: то он неподвижен, задумчив и разбит, то он в смятении, заново познает мир и вынужден с подачи Доктора пересмотреть свою систему ценностей, то блестяще соображает и активно действует (именно «Чарли» находит решение общей проблемы — и кстати, спасает Доктора и Розу), то он потрясен и воодушевлен — а кроме того, показан человеком с чувством юмора. Лично я в восторге от его реакции на исчезновение ТАРДИС.
И хотя поневоле становится немного жаль, что больше он ничего не успеет написать, его книги будут читать вечно. Так сказал Доктор, а Доктору можно верить. Уж в этих-то вопросах — можно?