«Конец света» — отличное название для второй серии сезона. Оптимистичное. Серьезно: мы же знаем, что вторая серия не может быть последней, а значит, даже если свет кончится, то потом случится чудо, и какая-нибудь умная инопланетная форма жизни (салют, Доктор!) включит электричество снова. И масштабное. Гибель целого мира — это вам не шутки и не игра в бирюльки, это значительное событие и фиксированная точка во времени.
Но все катаклизмы и потрясения откладываются на потом: сначала до конца света надо добраться. Оказывается, нет ничего проще — если у тебя под рукой есть машина времени и designated driver, ее почтенный водитель. Что ни говори, а Розе в этом смысле очень повезло.
Читать дальшеВыбирая пункт назначения, Доктор спрашивает свою юную спутницу, куда бы она хотела направиться, в прошлое или в будущее? И Роза, недолго думая, выбирает второе, называя разумный срок в сто лет. Однако на этом все благоразумие наших путешественников и исчерпывается. Сто лет вперед — это скучно, десять тысяч — не круто, и так, слово за слово, ТАРДИС оказывается в запредельно далеком будущем (спасибо авторам сериала, не пророчащим Земле гибель в 2012 году), а Доктор, который несомненно обожает делать сюрпризы и удивлять других, отказывается сообщать Розе, куда он ее привез. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, — и никаких спойлеров!
Но почему же, ради всего святого, Доктор выбрал первой целью путешествия такое мрачное событие как гибель родной планеты своей новой спутницы? Ему бы показать ей что-нибудь захватывающее и непринужденное, увлекательное и легкое. Разве он не хочет, чтобы Роза задержалась рядом с ним хотя бы на какое-то время? Конечно же, хочет: она понравилась ему, и вдвоем уж точно веселее, чем одному. Тогда в чем же дело?
Причин у такого странного выбора, как минимум, две. Одна из них лежит на поверхности: Доктор считает, что это действительно весело и интересно. И не потому, что он бесчувственный циник. Не будем забывать, что не он созвал на «Платформу-1» толпу инопланетян, с готовностью собравшихся там по зову Лица Бо, чтобы полюбоваться взрывом Солнца и закатом земного мира. Там, через миллиарды лет в будущем, это нормально, и на логичный вопрос Розы, в чем смысл подобных сборищ, Доктор легкомысленно отвечает:
— Fun.
Хотя будем справедливы, представления о веселье у него и впрямь весьма своеобразные. Вспомним хотя бы, в какой восторг он приходит, когда узнает, что если на Платформе-1 что-то случится, спасать их будет некому. Любой адекватный человек (более того — любой адекватный инопланетянин) на его месте почувствовал бы себя по меньшей мере неуютно, а Доктору хоть бы хны. «Фантастика!» — воодушевленно восклицает он и мчится вперед с широченной улыбкой на лице. Ему, кстати, по-настоящему весело смотреть на многочисленных пришельцев, собирающихся на космической станции с различными целями (отдать дань уважения умирающей планете, поглазеть на гибель мира, устроить диверсию с целью получения денежной компенсации — в этом смысле будущее ничем не отличается от настоящего). Настолько весело, что он не может предвидеть вполне естественное потрясение Розы, выбегающей из зала под звуки «Tainted Love» от Soft Cell и пытающейся своими силами справиться с внезапным когнитивным диссонансом.
Вторая причина запрятана глубже, завязана на личное прошлое и переживания Доктора и подается нам строго дозированными порциями. Информация собирается по крупицам, и так же постепенно складывается мозаика понимания. Зато к концу серии перед нами предстает уже новый Доктор: не бесшабашный искатель приключений, а последний из таймлордов с безвременно погибшей планеты — одинокий странник, которому некуда возвращаться. Здесь-то и кроется вторая причина, по которой он, сознательно или неосознанно, привозит Розу к концу света: Доктор может производить впечатление путешественника, ищущего развлечений, но опасность для него — всего лишь лекарство. От себя, от одиночества, от воспоминаний. Но о том, что он потерял, Доктор помнит всегда, и эта боль, притаившаяся внутри и раздирающая оба его сердца, заставляет его отправиться к концу земного мира — не по просьбе Розы, а потому, что какая-то часть его души отчаянно в этом нуждается.
А что же Роза? Оставшись наедине сама с собой посреди космической платформы, полной инопланетных форм жизни, затерянная где-то в космосе над родной, но уже чужой планетой, в будущем настолько далеком, что разум пасует перед названной цифрой, беседуя с женщиной из числа пришельцев (синей!), она вдруг со внезапной отчетливостью осознает свое положение. Одна в чужом мире и чужом времени, доставленная сюда загадочным Доктором, который для нее — незнакомец, с какой стороны ни посмотри. И Розе становится страшно.
Правда, ненадолго, потому что очень скоро страх за собственную жизнь перевешивает все прочие страхи. Земля сгорает в бушующем пламени солнца под жизнерадостный образчик "классической музыки" (возрадуйся, Бритни, твоя «Toxic» будет жить в веках!), несколько славных и безобидных инопланетян погибают, но Платформа-1 спасена, а Доктор кипит жаждой деятельности — все, конечно же, закончится благополучно. В этот раз.
Однако на фоне нехитрого внеземного приключения происходят важные внутренние изменения: Роза и Доктор начинают притираться друг к другу, несмотря на то, что проводят вместе сравнительно немного времени. Процесс происходит не безболезненно и сопровождается бурными сценами. Их инициатором, разумеется, выступает Роза: она прямо говорит обо всем, что ей не нравится. Выясняется, что ее откровенно коробят и возмущают многие вещи, которых Доктор порой просто не замечает. ТАРДИС аккуратно вмешивается в ее сознание и переводит язык пришельцев на английский, а он ее даже не предупредил? Но Доктору и в голову не приходило, что об этом стоит упоминать. Она не может свыкнуться с мыслью, что мама, с которой она только что говорила по телефону, сейчас, через пять миллиардов лет, давно мертва? Доктор — «да с тобой обхохочешься». Проблемы межкультурной коммуникации налицо.
Еще печальнее ситуация выглядит, когда Роза, добрая душа, просит Доктора спасти «последнюю из людей», коварную Кассандру, на что он отвечает безжалостным бездействием, потому что «всему свое время, и все умирает». Принципиальное столкновение позиций! Впору пожалеть бедняжку Розу, ввязавшуюся в авантюру, которая ей не по зубам. Но вместо этого все как-то незаметно поворачивается так, что сама Роза жалеет Доктора, и она же чертовски грамотно снимает общее напряжение в финальной сцене эпизода, когда перед ней встает такой простой и одновременно такой сложный вопрос: «Хочешь домой?»
— Не знаю. Я хочу... Пахнет чипсами?
— Да.
— Я хочу чипсы!
Оно и правильно: жизненно важные проблемы не должно решать на пустой желудок!
Doctor Who 1x02, "The End Of The World"
«Конец света» — отличное название для второй серии сезона. Оптимистичное. Серьезно: мы же знаем, что вторая серия не может быть последней, а значит, даже если свет кончится, то потом случится чудо, и какая-нибудь умная инопланетная форма жизни (салют, Доктор!) включит электричество снова. И масштабное. Гибель целого мира — это вам не шутки и не игра в бирюльки, это значительное событие и фиксированная точка во времени.
Но все катаклизмы и потрясения откладываются на потом: сначала до конца света надо добраться. Оказывается, нет ничего проще — если у тебя под рукой есть машина времени и designated driver, ее почтенный водитель. Что ни говори, а Розе в этом смысле очень повезло.
Читать дальше
Но все катаклизмы и потрясения откладываются на потом: сначала до конца света надо добраться. Оказывается, нет ничего проще — если у тебя под рукой есть машина времени и designated driver, ее почтенный водитель. Что ни говори, а Розе в этом смысле очень повезло.
Читать дальше